В связи с отпускным периодом изменяется график работы книжного магазина, расположенного в подъезде № 3. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Шедевры плакатного искусства ХХ века в собрании РГБ

В экспозицию выставки, проходящей в читальном зале отдела изоизданий Российской государственной библиотеки, вошли всего тринадцать плакатов. Но каждый из них входит в золотой фонд советского плакатного искусства, каждому из них можно было бы посвятить отдельную выставку.

Тов. Ленин очищает землю от нечисти.
Худож. В. Дени по рис. М. Черемныха.
[Казань], [1920]
Красный подарок белому пану.
Худож. Д. Моор.
Москва, 1920


Нередко выставки плакатов, подготовленные сотрудниками отдела изоизданий, включают работы малоизвестных (или вовсе неизвестных) авторов, чтобы посетители библиотеки могли увидеть что-то новое, не растиражированное широко. Но теперь пришло время показать жемчужины собрания РГБ авторства братьев Стенбергов, Виктора Дени, Александра Дейнеки, Валентины Кулагиной, Густава Клуциса и других признанных мастеров.

Пожалуй, самый известный плакат в экспозиции — «Товарищ Ленин очищает землю от нечисти», созданный в 1920 году Виктором Николаевичем Дени (Денисовым) по рисунку Михаила Михайловича Черемных. Обратите внимание: образ вождя мирового пролетариата не похож на привычные глазу изображения. Сотрудники музея Ленина рассказывали, что из коллекций музеев изымались «неканонические» изображения Владимира Ильича — возможно, чтобы не нарушать цельность образа. Но Российская государственная библиотека не музей, поэтому плакат сохранился до наших дней, и посетители читального зала ИЗО могут рассмотреть его во всех деталях.

Антанта под маской мира.
Худож. В. Дени.
Москва, 1920
Капитал.
Худож. В. Дени, текст Д. Бедного.
Москва, 1919


Не менее интересны ещё два плаката авторства Виктора Дени — «Капитал» (1919) и «Антанта под маской мира» (1920). На плакате «Капитал» — гигантская фигура буржуя, купающегося в золоте. Нити паутины тянутся от него и опутывают фабричные трубы. Изображение иллюстрирует стихи Демьяна Бедного:

Любуясь дивною картиной,
Рабы, склонитесь предо мной!
Своей стальною паутиной
Опутал я весь шар земной.
Я — воплощенье капитала.
Я — повелитель мировой.
Волшебный блеск и звон металла —
Мой взгляд и голос властный мой.

Плакат — оружие массовой пропаганды: простые сюжеты, понятные каждому аллегории, минимум деталей, яркие контрастные цвета. Именно таков плакат Дмитрия Моора (Дмитрия Стахиевича Орлова) «Красный подарок белому пану» (1920). Три цвета — чёрный, красный, белый. Текст не оставляет простора для толкования: «Двинь-ка этим чемоданчиком пана в лоб».

Куратор выставки Светлана Николаевна Артамонова советует всем, кто придёт посмотреть на шедевры плакатной живописи, обратить внимание на края работы Дмитрия Моора. Этот плакат не реставрировали, и вы сможете увидеть основу, фактуру бумаги — это поможет почувствовать, что рисунку перед вами немногим меньше ста лет и он совсем не предназначался для длительного хранения.

Верхом на хольте.
Худож. Б. Прусаков.
[Б. м.], [1927]
Вернём угольный долг стране.
Худож. Г. Клуцис.
Москва — Ленинград, 1930


В тех же цветах — чёрный, красный, белый — но совсем в другом стиле работа Густава Густавовича Клуциса «Вернём угольный долг стране» (1930). Густав Клуцис — один из создателей искусства фотомонтажа, настоящий новатор, классик русского авангарда. Его работы — это соединение большого мастерства и искренней веры в то, к чему плакаты призывали. К сожалению, судьба Густава Густавовича сложилась трагически. На основании ложного обвинения в январе 1938 года он был арестован как «член вооруженной латышской террористической организации» и 26 февраля расстрелян на Бутовском полигоне в Москве.

О борьбе не с внешним, а с самым внутренним врагом — безграмотностью — цветная литография Алексея Александровича Радакова «Неграмотный тот же слепой, всюду его ждут неудачи и несчастья». Выполнен плакат в стиле лубка, полон деталей, рассматривать его можно долго. И будто подхватывает, развивает тему работа Александра Александровича Дейнеки «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930).

Неграмотный тот же слепой.
Худож. А. Радаков.
Петроград, 1920
Мы требуем всеобщего обязательного обучения.
Худож. А. Дейнека.
Москва — Ленинград, 1930


Сейчас киноафиши, созданные братьями Стенбергами — Владимиром Августовичем и Георгием Августовичем — настоящая ценность. А в своё время это были просто яркие, броские, завораживающие картинки, цель которых была сугубо утилитарной: привлечь внимание зрителей и заманить их в кинотеатры. Поэтому если присмотреться к афишам со знакомой всем ценителям подписью «2 Стенберг 2» — как у цирковых артистов — можно увидеть, что напечатаны они на обратной стороне других афиш. «Шанхайский документ» (1928), «Белый стадион» (1929), «Симфония большого города» (1928) — кто вспомнит, о чём были эти фильмы? А афиши Владимира и Георгия Стенбергов пережили своё время и по праву занимают почётное место в экспозиции выставки «Шедевры плакатного искусства».

Каждый плакат рассказывает свою историю языком своего времени. Каждый из них по-своему уникален. И если вы хотите понять, как и чем жила наша страна почти век назад, почувствовать дух той эпохи — приходите на выставку «Шедевры плакатного искусства ХХ века в собрании РГБ».

Шанхайский документ.
Худож. В. Стенберг, Г. Стенберг.
Москва, [1928]
Симфония большого города.
Худож. В. Стенберг, Г. Стенберг.
Москва, 1928

Белый стадион.
Худож. В. Стенберг, Г. Стенберг.
Москва, 1929
Иди, товарищ, к нам в колхоз!
Худож. В. Кораблёва.
Москва — Ленинград, 1930




СМИ О ВЫСТАВКЕ


Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться